"Чайка" А. П. Чехова
Действенно-психологический анализ пьесы Антона Павловича Чехова "Чайка"

  • Литература
  • 1 - Главная
  • 2 - Действенно-психологический “Чайки” анализ как основа литературоведческой интерпретации
  • а - Подтекст или “подводное течение” пьесы
  • б - Режиссёрский анализ пьесы
  • в - Психологическая основа действенного анализа
  • г - Некоторые особенности передачи информации о поведении героев "Чайки"
  • 3 - Результаты действенно-психологического анализа
  • а - До выхода на сцену
  • б - 1 акт
  • в - 2 и 3 акты
  • г - 4 акт
  • Заключение
  • Музыка, кино, образование.
  • StihoPhone.ru

    Боголюбов Ю


  • Действенно-психологический “Чайки” анализ как основа литературоведческой интерпретации

    << назад - 1 - 2 - дальше >>

    Прежде чем приступить к действенно-психологическому анализу “Чайки”, хотелось бы уточнить его место в литературоведческой интерпретации и общие условия, определяющие возможность и целесообразность его применения.

    “Всякий анализ литературного произведения в конечном счёте сводится к уяснению его идейно-художественного смысла. И путь постижения этого смысла - всегда путь “вчитывания” в авторский замысел, выявления авторской позиции”. 1 Если мы вернёмся к упомянутому ранее спору филологов и театроведов, то увидим, что первые претендуют на “взгляд из авторского сознания”, т.е. трактовку, максимально приближенную к замыслу автора. Но при восстановлении авторского замысла часто упускается из виду важный его элемент - воздействие художественного произведения. Воздействие - элемент замысла, часть авторского сознания, так как деятельность в “личностной плоскости” имеет целью изменение человека 2 . Предмет литературоведческого анализа часто понимают очень узко, определяя его как мир художественного произведения - образы, объективируемые сознанием читателя. Этот мир представляют как нечто, существующее независимо от сознания автора и читателя. Иногда действительно создаётся такое впечатление, когда образы приобретают в общественном сознании достаточно устойчивую эмоциональную маркированность. Но если замысел автора реализуется через актуализируемые при восприятии психические состояния, через изменения в сознании читателя, происходящие под воздействием возбуждаемых и направляемых автором психических процессов, то замысел этот нельзя понять без анализа предполагаемого воздействия или адекватного ему восприятия.

    Поэтому предмет литературоведческого анализа следует понимать гораздо шире. В него войдет и та затекстовая реальность , которая породила творческий конфликт и стала материалом для создания мира художественного произведения, и автор , его сознание, создавшее идеальную художественную модель . Это понятие гораздо шире, чем мир художественного произведения, т.к. включает процесс его создания, выражения в знаковой системе и, наконец, его предполагаемое воздействие. А также сам художественный предмет , в данном случае - текст; читателя , сознание которого под воздействием художественного предмета воссоздаёт идеальную художественную модель в индивидуально-своеобразном варианте.

    1 Буланов А.М. Авторский идеал и его воплощение в русской литературе второй половины 19 в. Волгоград - 1989, стр. 4.

    2 См. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М - 1978, стр. 25.

    << назад - 1 - 2 - дальше >>
    Реклама:

  • Действенно-психологический анализ пьесы Чехова "Чайка"
    Copyright ©Bogoliubov Yuri All rights reserved. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна.